От костела доминиканцев до Свято-Воскресенской церкви. История Святого места в Ошмянах.

Материальным свидетельством  богатой истории любого края являются культовые здания, а именно костелы, церкви и монастыри, которые сегодня украшают исторические центры  многих городов и сельских поселений.

Ошмяны – один из тех городов, чьи жители могут гордиться своей историей. Корни ее уходят глубоко в древность, а точнее – в 1341 год, когда в летописях появились первые упоминания об Ошмянах.  Тогда  князь Гедимин построил огромный замок, и вокруг него активно началось строительство торгово-ремесленного посада. Возникающий город менял своих хозяев, после Гедимина эстафету приняли его сыновья Явнут и Ольгерд, а в конце века (1382 год) – литовский князь, внук Гедимина- Ягайло.

Год 1399 явился переломным для Ошмян, они стали настоящим городом, получив статус городского поселения от князя  Витовта.  Нынешний центр города в начале  XVI   века назывался Новые Ошмяны, и именно там велось активное строительство.

Место, которое сегодня занимает православная церковь, с XVII века занимали доминиканский монастырь и костел, которые были ликвидированы в 1850 году.

В XVII – XVIII вв. в Беларуси усилилась деятельность католических монашеских орденов – францисканцев, доминиканцев, базилиан, бернардинцев, бенедиктинцев и др.

Монахи католических орденов не замыкались в  своих монастырях, а проникали в общественную жизнь, шли в массы беднейшего населения, призывали народ верой и правдой служить Папе Римскому и католической церкви. Как правило, с этой целью при монастырях открывались школы для детей местного населения, монахи ухаживали за больными и проводили другие формы миссионерской деятельности, использовали для своей работы язык той местности, где обосновывались.

Доминиканцы – монахи католического ордена, созданного  вначале XIII в., впоследствии названного в честь святого Доминика, который основал в Тулузе первую общину единомышленников. В 1216 году Папа Римский Гонорий III утвердил устав этого ордена.

Главным направлением ордена являлась миссионерская деятельность.  Монахи одевались в белую сутану с белым капюшоном, на улице набрасывали сверху черную мантию с черным капюшоном. Герб ордена представлял образ собаки, которая несет факел  (отсюда еще одно объяснение названия ордена – Господни собаки). Во главе ордена стоял генерал (генеральный магистр), резиденция которого находилась в Риме.

В 1667 году по ходатайству Ошмянского земского писаря Андрея Почобута и его жены Дороты в Новые Ошмяны были приглашены монахи ордена доминиканцев (событие упоминается в инвентаре города Ошмяны 1668 года). Последние построили в местечке деревянный храм Святой Троицы и жилые помещения монастыря. Этому монастырю принадлежали земли в самих Ошмянах, а также три фольварка в уезде.

При костеле доминиканцев была собрана замечательная библиотека.

В 1797 году старый ветхий костел сгорел. Монахи-доминиканцы построили новый, также деревянный, на каменном фундаменте «со склепом мурованым».

В 1850 году монастырь доминиканцев пришел в упадок и был упразднен по приказу императора «Об упразднении заштатных монастырей». Последним приором этого монастыря значился Петр  Ожеховский.

В 1872 году  здание костела Святой Троицы перенесли на католическое кладбище, где оно стало выполнять  роль часовни (каплицы).

В  архивных документах, собранных в Ошмянском краеведческом музее содержатся сведения о том, что имели место разногласия между католической церковью и монашествующими орденами. В городе Ошмяны не могли найти общий язык  доминиканцы с  прихожанами фарного (приходского) костёла. Как только начинались проповеди в костёле, над городом раздавался колокольный звон доминиканцев, он не только мешал молитвам, но и призывал паству в соседний костел. Жалоба на эти и другие козни доминиканцев, поступала от Ошмянского  пробоща в 1784 году в адрес визитатора Ошмянского деканата. Правда, стычки местного характера не угрожали устоям существующего  тогда строя.

С 1840-х годов в Ошмянах действовала  небольшая церковь «Во имя праздника Богоявления Господня», которая располагалась на улице Поперечной (ныне улица Комсомольская).

1610894_913346925365062_9190288492292151154_n

 Ввиду ее малой вместительности и удаленности от центра, настоятелями  храма постоянно поднимался вопрос о постройке новой большой каменной церкви в лучшей части города.

Настоятель храма протоиерей Даниил Петровский ходатайствовал перед местными властями об отведении плаца под строительство бывшего доминиканского костёла и монастыря, хотя местные торговцы-евреи  также стали ходатайствовать о том, чтобы   это место передали им  под рынок. Узнав об этом, Даниил Петровский возмутился, заявив, что негоже святое место отдавать под торговлю.  

Основным  доводом о необходимости строительства каменной церкви было утверждение настоятеля о том, «…что деревянная Богоявленская  церковь  ветхая, требует частых ремонтов, и поэтому дешевле построить каменную, чем тратить деньги на исправление старой,  деревянной…»  (фонд Ошмянского краеведческого музея).

7 марта 1873 года от Виленского генерал-губернатора было получено разрешение на постройку каменной церкви в центре города.

В сентябре этого же года начались строительные работы, настоятель Даниил Петровский являлся членом Ошмянского церковно-строительного комитета. Храм строился с большими препятствиями и трудностями на протяжении долгих 10 лет.

6 августа 1883 года строительство церкви было завершено,  и в сентябре  святыню освещал Архиепископ  Литовский и Виленский Александр во имя Воскрешения Христова.

  Храм был построен из кирпича в виде креста.

Возглавлял строительство архитектор  А. Полозов,  возможно, он был и автором проекта церкви.

Церковь

 В 1964 году церковь была закрыта, церковное имущество было разграблено, купола снесены, часть колокольни и ограда  разрушены, повреждена крыша, а само здание храма было превращено в склад.

 В историко-архивных материалах 1987 года читаем: «Наиболее целесообразным нам (местным властям Ошмянского района – И.Б.) представляется приспособление здания церкви под экспозиционно-выставочный зал Ошмянского краеведческого музея имени Ф.К. Богушевича».  Однако этого не случилось, и в 1993 году храм вновь был возвращён прихожанам.

Сегодня Свято-Воскресенская церковь-это памятник архитектуры псевдорусского стиля, который  приобрел свое первоначальное значение. Здание  храма органично вписывается в исторический  центр города Ошмяны  и дает возможность сохранить целый фрагмент городской застройки конца  XIX века -начала XX  вв.

Ирина Буслович,

Научный сотрудник Ошмянского краеведческого музея  имени Ф.К. Богушевича

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

language / язык

Афіша

Афіша

Вальс Победы

Мы на Одноклассниках

Афіша