ФРАНЦИСКАНЦЫ В СТАРЫХ ОШМЯНАХ

Наверняка каждый  житель  Ошмян, даже поверхностно знающий историю родного края, хотя бы раз слышал, что в былые времена на территории нашего города  действовал костёл и монастырь  францисканцев.

Предлагаем прикоснуться к истории этих культовых учреждений  и познакомиться с деятельностью ордена на Ошмянской земле.

frantsiskanskij-kostel-kon-19v

Францисканцы – монахи одного из католических  нищенствующих орденов, названного именем его основателя Франциска Ассизского.

Родился он в 1182 году  в Ассизи (Италия) и был сыном  богатого купца Петра Бернардоне. Сначала юноша готовился к торговой деятельности и до 23-летнего возраста вел довольно рассеянный образ жизни. Затем, внезапно отрекшись от мира и прогнанный отцом, он стал странствовать по Востоку и Западу, питаясь подаянием, всюду проповедуя покаяние и встречая то почет, то насмешки. Когда к Франциску  примкнуло несколько человек, увлеченных его пламенной речью, юноша начертал устав, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве (1209 г.). Таково было скромное происхождение ордена францисканцев.

Загадочность личности  Франциска привлекала к нему сердца людей.  Многие хотели подражать ему. Первая община учеников  вовсе не имела монашеского характера:  это было соединение людей, проникнутых братскими чувствами и апостольскими идеалами. Они занимались проповедью и благотворительностью, не имели постоянного местопребывания и собственности. С умножением их числа, под давлением церкви, созданы были общие и местные капитулы (собрания), должности генерального и провинциальных министров ордена.

Монахи францисканского ордена принимали самое активное участие в общественной жизни: они ходили по городам и селениям, деятельно исполняя всяческие поручения Папы Римского. За это римские первосвященники награждали их большими привилегиями.

Славы и расцвета орден францисканцев достиг в XVIII столетии. В это время он был представлен 25000 монахов, служившими в 1700 монастырях.

Сегодня монашествующих последователей Св. Франциска в мире около 30000. Францисканцы имеют свои издательства, контролируют несколько высших учебных заведений и колледжей.

Монахов — францисканцев можно узнать по одежде, состоящей из темно-коричневой шерстяной рясы, подпоясанной веревкой с тремя узелками, к которой привязаны чётки, круглого клобука (шапки) и сандалий, одетым на босую ногу.

Среди выдающихся последователей францисканцев можно назвать  английского философа Роберта Бэкона, итальянского поэта Франческо Петрарку,  создателя пороха Бертольда Шварца, венгерского композитора Ференца Листа, композитора и скрипача Антонио Вивальди.

Известно, что на территории ВКЛ францисканцы начали свою миссионерскую деятельность при великом князе Гедимине. При нём францисканцы основали свои костелы в Вильно и Новогрудке. Первый монастырь ордена был построен в Вильно в середине 14 века. По сведениям белорусского историка религии Людмилы Корниловой,  в  это же время конвенты (союзы) францисканцев были созданы в Ошмянах и в Лиде.

В начале XVI века, разделеный рекой,  город Ошмяны состоял из двух частей: левобережной (Новые Ошмяны)  и правобережной (Старые Ошмяны). Старая часть города в это время была передана францисканцам. Польская исследовательница Камилла Кантека предполагает, «что монастырь ордена францисканцев находился не в самих Ошмянах, а в окрестностях города». Монахи надолго обосновались в Старых Ошмянах, которые теперь, благодаря им, приобрели название «Франтишканы».

По исследованиям польских историков М. Балинского и Т. Липинского, орден стал действовать здесь в начале XV века по приглашению великого князя литовского Витовта.

Другие источники относят появление францисканцев в нашем городе к 1505 году, когда великий князь литовский и польский король Александр Ягеллончик заложил фундамент костела с монастырем для представителей этого католического ордена и подарил им во владение земли в Ошмянах.

В источниках XVII-XVIII веков местом нахождения костела францисканцев называется «Старая Ашмяна», где  монахи-францисканцы  возвели монастырь и костел. Костел был освящен  под титулом Успения Найсвятейшей  Девы Марии. Монастырь был рассчитан на 5 монахов.

Культовое сооружение сильно пострадало летом 1659 года во время русско-польской войны. В 1805 году костел был отстроен монахами-францисканцами  и представлял собой уже каменно-деревянное сооружение. Хотя, подавляющее число исследователей считают, что первоначально костел и монастырь были деревянными, и только  в начале XIX столетия вместо деревянного был возведён каменный храм.

В 1812 году храм в очередной раз пострадал от французов. Через десять лет, на этом месте вознёсся новый костел, построенный в стиле классицизма. Монахи выстроили его из кирпича. Отштукатурен был только главный фасад. К северному фасаду был, возможно, пристроен монастырский корпус (поэтому здесь и не было окон). Перекрывали святыню цилиндрические своды, над входом находились хоры на 2-х опорах. Вероятней всего, костёл был безбашенным, и только в алтарной части возвышалась небольшая башенка (сигнатурка). Слева перед костелом была возведена каменная колокольня.

По некоторым сведениям, монастырь был закрыт после восстания 1863-1864 гг., а в скором времени, потеряв своё прямое назначение, превращен в склад. Безусловно, такие перемены не могли не сказаться на сохранности памятника: до наших дней сохранились лишь руины францисканского  костёла, которые находятся почти в центре бывших Старых Ошмян.  Монастырь же был полностью разрушен.

Современные исследователи и архитекторы  считают, что руины  храма содержат разновременные признаки готики и классики. Результаты визуальных исследований руин говорят о том, что восточная часть стен была возведена в начале XIX века в  готическом стиле, на профессиональном уровне, с большой художественной выразительностью.

Величественные руины старинного францисканского костёла сегодня находится в полном запустении и в состоянии заметной деградации. Внутренний вид храма – это высокие стены и пустота внутри, типичные оконные проемы для зданий церковного типа.

Несмотря на богатую историю и отличительную архитектуру, костел францисканцев в Ошмянах сегодня даже не является памятником архитектуры, однако  горожане почитают это место и считают его  святым!

Каждый год, в Вербное Воскресение прихожане-католики как бы проходят символический путь Иисуса, неся очередной деревянный крест на «Ошмянскую Голгофу».

А одна из старых улиц нашего города, ведущая к храму,  в 1992 году вернула своё историческое название, вместо «Октябрьской» вновь стала именоваться «Франтишканской».

Ирина БУСЛОВИЧ,

научный сотрудник Ошмянского

краеведческого музея имени Ф.К. Богушевича

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

language / язык

Афіша

Афіша
Афіша

Мы на Одноклассниках

Афіша